Валлабха Махапрабху и Чайтанья Махапрабху («Сампрадая-прадипа»)

В «Сампрадая-прадипе» Гададхары Бхатты, адепта валлабха-сампрадаи (пуштимарга), написаной на санскрите в 1553 г. (иногда ее написание датируют второй половиной семнадцатого века), встречаются любопытные утверждения. Автор отрицает уместность и правильность популярной в XVI в. концепции четырех вайшнавских сампрадай. Кроме того, Гададхара высказывает предположение о том, что эта концепция пришла в Северную Индию с Юга. К сожалению каких-либо свидетельств в поддержку этого утверждения автор не приводит. На мой взгляд, Бхатта высказывает общее мнение последователей Валлабхи своего времени.

Еще мне показалось интересным отношение Бхатты к последователям Чайтаньи, которых он считает подсампрадаей преемственности Вишнусвами.

Валлабха для последователей не кто иной как сам Кришна — сваям Бхагаван, спаситель, дарующий освобождение людям века Кали. Честь провозгласить Валлабху «сыном Деваки в человеческом обличии», как пишет Гададхара Бхатта (4.55), выпала Чайтанье! И это высказано автором в том время, когда сообщество последователей Чайтаньи еще было достаточно разрозненным, не было единого учения («учения Чайтаньи») и «официальной» точки зрения на то, кем был Чайтанья. В это время только-только стали появляться биографии Чайтаньи и формировалось отношение к нему. В биографиях Чайтанья представлен то человеком с удивительной харизмой лидера, то аватарой Кришны, то самим Кришной. По сравнению с сообществом валлабхитов, чайтаниты имели гораздо меньший вес при дворе Качвахов. На тот момент чайтаниты не были «прописаны» в концепции четырех сампрадай и это обернулось для них серьезной проблемой в XVIII в., когда религиозные реформы Джайсингха вступили в силу и чайтанитам пришлось доказывать свое происхождение.

Учитывая слова Гададхары Бхатты о «чести, выпавшей Чайтанье провозгласить Валлабху самим Кришной», подозрения в фантазийности истории оскорбления Валлабхи Чайтаньей, о которой говорит только один гаудийский источник «Чайтанья-чаритамрита» Кришнадасы Кавираджи, лишь возрастают. Способствуют подозрениям и хорошие отношения Рагхунатхадасы и Виттхалнатхи, сына Валлабхи (см.: http://vilasatu.livejournal.com/92527.html).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *