О названии учения Мадхвы –– таттваваде

Учение Мадхвы (Мадхвачарья, Анандатиртха, XIII в.) широко известно под двумя названиями: двайта-веданта и татвавада (таттвавада или «реализм»). «Двайтой» учение Мадхвы назвал Вьясатиртха (XVI в.), видный представитель этой школы – полемист, комментатор и один из наставников Кришнадевараи, правителя Виджаянагара. 

«Татвавадой», по мнению современных последователей Мадхвы, учение Мадхвы назвал в «Юкти-малике» Вадираджа Тиртха (XVI в.), еще один выдающийся представитель школы Мадхвы. 

Б. Н. К. Шарма считает название «татвавада» не до конца отражающим суть и предлагает свой вариант: «сватантра-адвития-брахмавада».

Как бы то ни было, но «татвавадой» («таттвавадой») Мадхва сам назвал свое учение в «Майявада-кханданам» («Майявада-душанам»): …māyāvādatamo’khilam nirastaṃ tatvavādena satāṃ saṃśayanuttaye (учение об иллюзии (майяваду), полную тьму, опровергает учение о реальности (татвавада), сокрушающее сомнения достойных). 

См. Майявада-душанам изд. Sarva-Mūla-Granthāḥ [Sankīrṇa Granthas]. Vol. 5. Ed. Bannanje Govindacharya. Akhila Bhārata Mādhva Mahā Maṇḍala Publication. Isavasyam. Udupi. 1974. P. 54.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *