К вопросу о реинкарнации

Под реинкарнацией в индуизме понимается круговорот перерождений живого существа. В религиозных текстах принцип реинкарнации выражен в общих словах, без подробного описания механизма перерождений, например, в «Бхагавад-гите» 2.22: «Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные». Любые описания механизма перерождений являются не более чем вольными интерпретациями и размышлениями на тему, которые невозможно эмпирически проверить.

По мнению Н. В. Дивногорского, механизм реинкарнации функционирует следующим образом: «Даже удержаться в человѣческом рожденіи на слѣдующую жизнь гораздо сложнѣе, чѣм принято считать. Наше рожденіе — высшая точка колеса, которая имѣет тенденцію опускаться дальше к перигею. Что говорить о движеніи не просто ровно, а ввысь! Колесо перерожденій для манушйа-џӣв («человеческих душ» — прим. КфБ) есть. Оно не вселенскаго діаметра, чтобы и Индрой побывать, и Щивой, но оно есть. После неиспользованной человѣческой жизни манушйа-џӣва рождается во все болѣе и болѣе примитивных тѣлах и сознаніях, пока не опускается до растительных видов жизни. После этого точка на колесѣ начинает снова подниматься вверх, через простыя к сложным тѣлам-сознаніям, пока не достигает высшаго положенія, и манушйа-џӣва снова рождается манушйей. Конечно, есть и индивидуальный стандарт — „от каждаго по способностям“. Но есть и общечеловѣческій минимум, основа, без которой любая надстройка рушится в прах. Человѣчность. И эта человѣчность называется — быть щӯдрой. Если посмотрѣть на колесо сам̇сāра примѣнительно к мāнушйа-џӣвам, что происходит, пока џӣва опускается вниз? Тѣла, в которых он рождается, оказываются все ниже и ниже в пищевой цѣпочкѣ. У них все меньше и меньше возможностей забирать у других, потребленіе становится все болѣе и болѣе невзыскательным. И, наконец, — растеніе. Практически беспомощное перед агрессіей со стороны других живых существ, оно отдает себя другим без остатка: листья в пищу, плоды в пищу, цвѣты для красоты и в пищу, сень, топливо, древесина, удобреніе… И вот с этой отдачи себя другим начинается возвращеніе, движеніе вверх. Только дерево или куст жертвовали себя другим неосознанно, просто „они такіе“. А от человѣка требуется сознательность: просто чтобы удержаться и не ухнуть вниз на слѣдующем оборотѣ, он должен намѣтить себѣ идеал гораздо выше „средняго“ и рваться к нему. Тогда есть шанс хотя бы задержаться в той же плоскости. У человѣка очень много отличій от животнаго — культура, рѣчь, письменность, производство, планированіе, торговля, политика — которыя не являются отличіями по сути. Грусть о гипотетическом разставаніи с этими достиженіями человѣчества — не тот стимул, что поможет задержаться в человѣках еще немножко. А вот „не быть животным, быть как растеніе“ — это ближе к сути. Быть как трава, как дерево, только тянуться к другому свѣту и самому кормить своими частями нуждающихся».

В индуизме течение времени разделено на четыре основных периода — юги. Четвертый период — кали-юга, век деградации, длящийся 432 000 лет, самый короткий период, начался прим. 5000 лет назад.

Следуя логике Н. В. Дивногорского, людей в кали-югу должно рождаться все меньше и меньше, ибо кали-юга это эпоха упадка морали, буйства низменных нравов и эгоизма. Но если рассматривать общий вектор развития человечества, то мы видим, что люди стали более восприимчивы к справедливости, поддержке других живых существ, жестокость и деспотизм сменяются гуманностью и заботой о слабых. В наше время защита прав человека и живых существ, включая растения, занимает прочное место в списке насущных задач человечества. Вряд ли все это можно назвать деградацией человечества, приводящей к рождению в низших формах жизни.

В «Бхагавата-пуране» перечисляются признаки кали-юги, одним из которых является сокращение продолжительности жизни по сравнению с предыдущими югами. По этой логике, в предыдущую эпоху (двапару-югу) продолжительность жизни должна была быть больше, чем сейчас в кали-югу. Современный человек в среднем живет 70-80 лет.
Результаты исследования костей разных человекоподобных видов (гоминидов) и мест их обитания, указывают на то, что гоминиды жили уже 130 000 – 180 000 лет назад (часть двапара-юги). Это была жизнь диких и полудиких существ, тяжелая, примитивная и короткая. Возраст, до которого доживали гоминиды, не превышал 40 лет.

В связи с этим напрашивается вывод: какой-то из источников, поставляющий нам информацию о жизни людей в прошлом, не отражает реальность. Либо это «Бхагавата-пурана», либо у ученых разыгралась фантазия. Ответ очевиден.

С переходом человечества к оседлому образу жизни и скотоводству население планеты неуклонно растет. За последние 500 лет население земли выросло в семь раз. На сегодняшний день нас уже 7,5 миллиардов человек. Учитывая сложность, с которой люди могут заслужить себе человеческое тело в следующем рождении, согласно вышеизложенной гипотезе, людей должно становиться все меньше и меньше, так как они должны искупать свои калиюжные грехи в более примитивных формах жизни. Но почему же количество людей на земле постоянно растет?

Рост населения земли говорит о том, что многие души (дживы/атманы) на данный момент (кали-юга) своими поступками (карма) как раз заслуживают человеческое рождение.

Имеется и другая проблема. Согласно опубликованной в научном журнале PLоS biology в 2011 г. статье, на сегодняшний день насчитывается примерно 8 700 000 форм жизни (http://journals.plos.org/plosbiology/article?id=10.1371/journal.pbio.1001127), а по результатам исследования, опубликованным Национальной Академией наук США в 2016 г., существует свыше триллиона видов микроорганизмов (http://www.pnas.org/content/113/21/5970.abstract).

Количество растений, микроорганизмов и животных превосходит человеческую популяцию во много раз. Это означает, что на данный момент миллионы душ находятся как раз в низших точках колеса перерождений.

Итак, за последние несколько тысяч лет количество людей выросло во много раз и это указывает на то, что люди все чаще и чаще следуют дхарме и становятся достойными человеческого рождения.

Утверждения Н. В. Дивногорского вызывают ряд вопросов:

Как объяснить стремительный рост человеческой популяции за последние столетия? Чем люди заслужили такой всплеск человеческих рождений в колесе перевоплощений?

Каковы «стандарты выше среднего», дающие возможность остаться в плоскости человеческого рождения?

Почему на протяжении многих тысячелетий количество нечеловеческих форм жизни многократно превышает человеческую популяцию, что это значит?

Считаю, что версия реинкарнации, представленная Н. В. Дивногорским, имеет ряд существенных недостатков, а главное, противоречит реальности и не подтверждается шастрами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *