Об индуизме и формах индуистской религиозности

Индия разнообразна во всем. Как и в древности. Брахманство – культура элиты, повлияло на общественное устройство своими нормами и литературной деятельностью. Но и оно – всего лишь один из множества идеологических слоев. Хотя социальное положение брахманов вполне укладывается в категорию «обслуживающего персонала» (проведение обрядов и ритуалов на заказ), они, тем не менее, отделили и возвысили себя над другими. 

Каждый «индийский» слой следует воспринимать контекстуально, ограничивая историческими и региональными рамками, рассматривая «в целом» время от времени. Только так можно быть критически адекватным.

Что же такое индуизм? Кто является индуистом (hindu)? Знаем ли мы историю Индии? А историю Древней Индии? Историю появления той или иной индийской религии? Насколько адекватно и неоднобоко мы понимаем знакомые нам религиозные культы Индии?

На второй всеиндуистской конференции в Аллахабаде в феврале 1979 г., организованной Мировым индуистским советом (Vishva Hindu Parishad, VHP), получилось лишь принять декларацию, кого, собственно, можно считать индуистом (хинду):

  1. Повторяющего сурьяпранаму и прартхану
  2. Почитающего «Бхагавад-гиту»
  3. Поклоняющегося богу в образе идола/изваяния (mūrti)
  4. Произносящего священный слог Ом
  5. Почитающего дерево Туласи

Поверхностность такого определения очевидна, да к тому же с явно вишнуитским подтекстом (касательно Туласи).

Несомненно, веды имеют приоритет для брахманов и населения, использующего священников-брахманов или живущих в районе, где доминируют брахманы. Для них веды это источник истины, полученной в откровении. Из вед можно вывести знания о спасении и нравственные нормы. Для многих небрахманских слоев веды служат образцом, к которому причисляют и другие произведения, называя их тоже ведой. Например, «Натьяшастру» («Учение о танце»), называют «пятой ведой», хотя танцовщиц (naṭī) в древних произведениях приравнивают к проституткам, и они определенно не принадлежали к брахманскому сословию. 

Для большинства индийцев веды сегодня остаются формальностью, содержание которых едва ли имеет значение. Порой веды заучивают чисто символически, без понимания смысла или в сжатой форме, в виде гаятри-гимна. Буддизм, джайнизм, сикхизм и другие индийские религии обязаны своей самостоятельности не в последнюю очередь благодаря отрицанию авторитета вед и брахманов. Другие религиозные сообщества, не имеющие статуса самостоятельных религий, отрицают авторитет вед, но почитают богов ведийского и индуистского пантеона.

Брахманский санскритский индуизм

Ведизм, брахманизм: политеистическая, ритуалистическая, распространенная по всей Южной Азии, брахманская жреческая религия, с практикой домашних и жертвенных ритуалов, основана на авторитете ведийских произведений. Эта религия выходит на передний план по двум причинам: 1. Отвечает многим общепризнанным критериям определения «религии»: имеет «канонические» тексты (веды); имеет ритуальный, частично священный язык (санскрит); внешне определяемая принадлежность (священный шнур); единообразное жречество (брахманы) 2. Во многих регионах Индии она является доминирующей религией, которую небрахманское население стремится имитировать и подражать ей. 

Однако почти все хинду, в том числе и брахманы, параллельно являются адептами какого-то другого религиозного сообщества или практикуют ритуалы и празднества других религий (например, мадхваиты, будучи сообществом, практикующим частично ведийские ритуалы, они, тем не менее, являются адептами вишнуитского (неведийского) течения).

Домашние ритуалы (рождение, инициация, свадьба, смерть), долгая устная традиция передачи священных произведений, почитание богов дома и в храмах, паломничество, празднества, обеты, пища, священность коровы и пр. –– все это в том или ином виде можно встретить не только в брахманском санскритском индуизме.

В Индии существует множество региональных народных религий и сообществ (касты, подкасты, рода); в т. ч. племенные религии: политеистические, частично анимистические религии с местным довольно ограниченным количеством общих для всех каст праздников, а также формы почитания на локальных языках, равно как и большое количество устных произведений. Как правило такие религии имеют собственный пантеон региональных (деревенских или подкастовых) божеств (kuladevatā, grāmadevatā, например, Кхандобу, Айянара, Пигамаи), чье место происхождения связано с местом почитания; духов и обожествленных героев; собственных жрецов/шаманов. В большинстве случаев в таких религиях формы почитания брахманского санскритского индуизма считаются нечистыми. Народные религии часто оппозиционны брахманскому индуизму. В так называемом популярном индуизме брахманский санскритский индуизм смешался с народной религиозностью.

Религии Индии

Религии, имеющие основателя: большая часть антибрахманских, порой миссионерских, предлагающих окончательное спасение религий, с монашествующими орденами, аскетами и произведениями основателя. В эту же категорию можно включить буддизм, джайнизм и сикхизм. Они довольно рано структурно и организационно отдалились от брахманского жречества и с самого своего появления отрицают авторитет вед. Это давно самостоятельные религии, со своим каноном.

Религии отдельных групп: вишнуитские течения (шри-вайшнавы, таттвавада-вайшнавы, рамананди, наги, тьяги, панчаратра и др.), шиваитские (дашанами, натхи, пашупаты, капалики, агхори и др.).

Синкретические религии, имеющие основателя: хинду-мусульманские (сикхизм, удаси-пантхи, кабир-пантхи), хинду-буддийские (неварский буддизм), хинду-христианские смешанные религии (этический неоиндуизм): Брахмо Самадж, Арья Самадж, Миссия Рамакришны, Миссия Вивекананды, Шри Ауробиндо, Теософское общество и др., а также христианские религиозные течения, с сильным влиянием индуизма (далитская теология) и ислама (Кабир или суфизм, имеющий частичное влияние йоги).

Миссионерские религии, имеющие основателя, «гуруизм»: по происхождению индийские, но также популярные на Западе религиозные группы/общества, основанные харизматичными лидерами (гуру), с преобладающим количеством англоязычных, эзотерических произведений гуру: Махариши Махеш Йоги и Трансцендентальная медитация; Сатья Саи Баба и Организация Сатья Саи; Бхактиведанта Свами Прабхупада и Международное общество сознания Кришны; Гуру Махарадж Джи и Миссия божественного света; Раджниш Чандра Мохан и Движение санньяси в Пуне и мн. др.

В самой Индии существует деление индуизма на три хинду-религии, что соответствует категоризации ритуальных практик: ведийские (ваидика), деревенская народная религиозность (грамья) и практики отдельных групп (агама или тантра).

Формы индуистской религиозности

Ритуализм: частые и порой сложные ритуалы, как правило выполняемые с помощью священников/жрецов. Наряду с ведийско-брахманским домашним и храмовым ритуализмом и ритуализмом жертвоприношений, существует и кастовый ритуализм, а также различные формы тантризма.

Спиритуализм: интеллектуальные, порой атеистические учения о спасении, цель которых –– личное индивидуальное освобождение, без необходимости жестко установленных религиозных форм организации или ритуалов, но часто с руководящим духовным лидером (гуру). Подобную религиозную форму можно встретить в адвайта-веданте, кашмирском шиваизме, шайвасиддханте, неоведанте и современном, эзотерическом гуруизме, а также в тантризме.

Религии преданности (бхакти, devotionalism): в большинстве случаев пасторские религии, с самоотверженным почитанием бога (и его супруги), с помощью песен и мифологических произведений. В этой религиозной форме, практикуемой почти всеми кастами и прежде всего женщинами, жертвы, ритуалы, аскезы и знания не очень нужны. Здесь важны сердце, поэзия, музыкальность или танец. Для встречи с божеством жрец в принципе не требуется. Эта религиозная форма главным образом встречается в Движениях бхакти (бхакти-религиозность), кришнаизме (школа Нимбарки, Вишнусвами, Радхаваллабхи, Манбхау, Чайтаньи) или на праздничных шествиях, олицетворяющих божественные игры (лила, кхела).

Героизм: политеистические, военные традиции. Религиозная форма с героизацией смерти героя; особые культы почитания мертвых (включая ритуал сожжения вдов) и знаки/символы мученичества; ритуалы похищения (воровство невест), грабеж или война; особая геройская мораль и кодекс чести (vīrya). Героизм ярко представлен в «Махабхарате» и «Рамаяне». Здесь уместно вспомнить о рамаизме, орденах вооруженных йогов, а также о группах политического индуизма (праворадикальный Союз добровольных слуг родины, Rashtriya Swayamsevak Sangh, RSS). Тут же обожествление гуру за его героические поступки, а не за учение.

Индуистские формы религиозности и индуистские религии всегда смешаны. Иной раз различия едва заметны. В глаза бросается общее, а не детали. Ритуализм и спиритуализм, например, относятся к миру брахманов и аскетов, но их отношения довольно напряженны.

«Высокий» и «низкий» индуизм

Можно также, и нужно, категоризировать индуистские религии по географическому распространению, теистической направленности, форме сохранения и передачи традиции, историческому возникновению. Обыкновенно в качестве примера приводят разделение между большими и малыми традициями. Под «большой» (или «высокой») традицией понимают санскритский, брахманский, распространенный на всей территории Южной Азии гомогенный индуизм. Народные религии и секты (здесь –– группы) входят в категорию «малых» или «народных», «простых» традиций («низкий» индуизм). В самой Индии такая классификация тоже встречается. Речь идет о «шастрической» культуре (śāstra, ведийско-брахманские доктрины) и «народной» –– «laukik» (от loka) или между дхармой (mārga) и региональной/местной дхармой (deśadharma, deśī). Недостаток такой классификации в том, что совсем разные критерии соответствия можно применить к определению «высокой» и «низкой» традиции: каста (высококастовый и низкокастовый индуизм), язык (санскрит и региональные языки), география (город и деревня; всеохватывающий и региональный) или религия (высокая религия и народные верования; крупные боги и местные божества). Тем не менее, лишь брахманский санскритский индуизм может действительно претендовать на роль «высокой традиции», поскольку отвечает представлениям о высокой культуре (единообразный корпус произведений, класс священослужителей, доминирующие крупные боги и т. п.).

Деление на «высокие» и «низкие» традиции может быть сопряжено с проблемами, когда религиозные параллели воспринимают как эволюцию. Вера не пришла на смену суевериям. Религия не заменила магию. Боги не сменили духов. Безписьменные религии не эволюционировали в религии с письмом и книгами. Высокий традиционный санскритский индуизм ни в коем случае не следует считать самой древней, самой высшей и чистой религиозной формой. Он «демонический», «магический» и безписьменный такой же, как и малый (низкий) традиционный народный индуизм, теистический, религиозный и имеющий письменный канон. Вопреки всем различиям можно оба уровня понимать как движующиеся и дополняющие друг друга вариации, существующие в одном постоянном религиозном процессе распространения и движения.

Санскритский индуизм и индуистская народная религия постоянно находятся в процессе, как синхронизации, так и разграничения. 

Санскритизация культуры: группы населения, не относящиеся к брахманской прослойке перенимают обычаи и нравы брахманского санскритского индуизма (вегетарианство, почитание коровы и пр.), чтобы таким образом повысить свой статус. Но и этот процесс не односторонний. Если, например, ранее неиндуистское божество получило санскритское имя и ему поклонялись согласно чисто брахманскому ритуалу, то это делали как бы «снизу», повышая значимость и статус божества, а также статус его почитателей (санскритизация, брахманизация). Но процесс может идти и «сверху», когда группу населения и ее культ/культы включают в уже состоявшуюся религиозную парадигму (инклюзивизм). 

Также существуют и культурные процессы распространения брахманско-санскритской религии в небрахманских сообществах, епархиальность, регионализация, популяризация и упрощение санскритского индуизма или политизация и озападнивание.

Деление индуистских религий по богам (например, вишнуизм, шиваизм, шактизм) подчеркивает теистические формы почитания. Также сформированы кришнаизм, ганешаизм, рамаизм и др. В Индии поклоняются множеству региональных богов.

Существует категоризация индуистских религий на основе их текстов (ведизм, брахманизм, эпический индуизм), при этом косвенно в большинстве случаев каноническо-литературно-религиозная часть (шрути, например) имеет более высокий статус, чем не имеющие литературного сопровождения.

Непрерывность и изменения

Несмотря на то, что индуистские религии находятся в процессе постоянного изменения и пересечения друг с другом на самых разных уровнях, есть смысл их категоризировать по эпохам, располагая на временной шкале. Потому что даже если каждая предшествующая религиозная форма оказывает воздействие на последующие, нередко и до сегодняшнего дня, изменяются индуистские религии и индуисткая религиозность с каждой новой эпохой определенным образом, через простое расширение пантеона или сдвига направления веры. Можно здесь говорить об изменениях парадигм, которые определяет каждая последующая эпоха, в которой влияние оказывают новые жизненные условия, восприятие мира, новые боги, формы поклонения, формы жречества и новые духовные цели. Несмотря на кажущуюся непрерывность и желание, чтобы непрерывность в принципе существовала, религиозные изменения неизбежны и имеют под собой социо-экономические, историко-политические, климатические, географические причины. 

Недооценивание исторических изменений приводит к ложным выводам и ложным трактовкам уже имеющихся религиозных догм. Одним из объяснений такого рода заблуждений можно назвать некритическое принятие брахманского тезиса о целостном обществе и вечном, постоянном самостоятельно обновляющемся социокосмическом порядке, который не имеет ни начала, ни конца (anādi). Тезис о постоянном, почти неизменном ведизме/индуизме не имеет оснований, но очень популярен в кругах индолюбов разных формаций.

Непрерывность традиций, конечно же, существует в Индии, но она не непрерывна, что видно на примере сменяющих друга друга в разное время культов, верований, целей и «путей». 

История, равно как и история религий, не имеет целей. Цели есть только у человека, который хочет видеть историю под определенным углом.

One Reply to “Об индуизме и формах индуистской религиозности”

  1. Карл Бергштрайссер прав. Разумеется, никаких собственно ведических храмов не было и быть не могло, поскольку сама ведийская религия (ведизм) и даже её поздняя форма, известная как брахманизм, таковых попросту не предусматривали. Также верно и то, что мы называем сейчас индуизмом, начинает формироваться лишь во второй половине I тыс. до н.э., ближе к рубежу эр. Но формировался он не только на основе брахманизма, но также и на основе индийского буддизма и различных локальных, сектантских и народных религий небрахманистского происхождения. А в буддизме и небрахманистских культах храмы и святилища с почитаемыми символами и изображениями всё-таки существовали и при том достаточно давно. Вопрос лишь в том, с какого времени — и как — эти святилища начинают попадать в орбиту санскритизации , становятся уже индуистскими со жрецами-брахманами (в большинстве из них), а отправляющийся в них культ новых и неизвестных Ведам божеств отражается в Пуранах, Агамах и др. индуистских текстах. ( Сергей Лобанов )

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *