Кто является настоящим хинду. Немного об индийском национализме – хиндутве (4)

Отношение англичан к местному населению со временем изменилось. В период 1818–1857 гг. британцы усиленно пытались обратить Индию в христианство и вообще озападить. Основной упор в христианизации делали на индийцев, служивших в британской армии. От первоначальной симпатии колонизаторов к местным не осталось и следа. Отношения строились по формуле «правящие-управляемые». Пропасть между индийцами и британцами становилась все глубже. В какой-то момент терпению индийцев пришел конец. Политический и административный произвол сделали свое дело – недовольство вылилось в восстание сипаев в 1857–1858 годах. Мятеж, а точнее мятежи, жестоко подавляли. Карательные меры коснулись и мусульман.

  1. Афганские сикхи, кавалерийский полк Британской индийской армии во время Мятежа, 1858 г. Фото Ф. Беато.

 

2. Форт Лакноу (Lucknow) после Мятежа. Фото Ф. Беато.

 

3. Казнь двух сипаев 31-го пехотного корпуса. 1857 г., Лакноу. Фото Ф. Беато.

 

Недовольство индийцев британским правлением, по сути правлением чужаков, звучало со всех сторон. Набирал обороты индийский национализм. В 1885 году был создан Индийский Национальный Конгресс (ИНК, INC), партия, по-началу лояльная к колониальной администрации, а затем ставшая резко оппозиционной. Началось открытое противостояние. В это время, наряду с исламской, сформировалась и заявила о себе христианская религиозная прослойка индийцев. Отношение мусульман и христиан к хинду в этот период сложно назвать дружелюбным. Однако хинду в период британской колонизации еще были довольно толерантны к иноверцам, в том числе к мусульманам и христианам, не говоря уже о живших издревле в Индии иудеев и парсов. 

Явных проблем с религиозными меньшинствами у государства хинду не было, потому что их присутствие не омрачалось формулой «правящие–управляемые». Даже исламское присутствие не воспринималось в штыки. Хинду-правители терпимо относились к арабским мусульманским торговцам, прибывавшим в Индию в период VII–IX вв. Им разрешалось проповедовать ислам. Известен случай, когда один мусульманин пожертвовал круглую сумму в казну индуистского храма. В Северной Индии, на территории сегодняшнего Уттар-Прадеша, задолго до завоевания этого региона Муххамадом Гхури, селились мусульманские семьи. В Варанаси есть мусульманские поселения (mohalla), которые, как говорят, существовали задолго до завоевания Варанаси мусульманами. Потомков тех поселенцев можно и сегодня встретить в Бихаре (район Манера/Менара). В средние века на севере Индии мусульманское присутствие для хинжу уже стало проблемой, чего не скажешь о юге. 

Посол Персии Абдул Разак при дворе правителей Виджаянагара в середине XV века писал: «По мнению магометан, люди в Каликуте (шт. Керала) неверные, а значит я нахожусь во вражеской стране. Неверными магометане считают любого, не получившего откровение Корана. Но здесь я встречаю абсолютную веротерпимость и даже благосклонность; у нас есть две мечети и нам разрешено молиться публично». 

Точно так же присутствие сирийских христиан в Индии воспринималось спокойно, а вот присутствие европейских христиан уже стало проблемой. Случилось это благодаря тому, что европейские христиане стали правителями, а хинду подчиненными им. Индуизм с националистическим уклоном укреплял свои позиции в сознании хинду.

 

Индуизм

Во время британского присутствия в Индии в оборот вошло еще одно слово –– «индуизм». Российский индолог И. Глушкова отмечает (ссылаясь на австралийского ученого Джеффри Одди), что первое употребление слова Hindooism можно найти в письме (сентябрь, 1787 г.) Чарльза Гранта, директора Ост-Индской компании, а также в официальном документе авторства Ч. Гранта, написанном в 1792 год и опубликованном в 1813 году (см. «Минное поле оскорбленного индуизма», авт. И. Глушкова). 

Согласно Оксфордскому словарю английского языка, слово «индуизм» использовали уже в 1829 году, а в 1858 году оно появляется в работах Макса Мюллера. Чарльз Нойманн (Charles Neumann) в 1831 году использует термин hindooism, объясняя природу буддизма, как «реформу старой ортодоксальной церкви хинду». По мнению Д. Киллингли (Dermot Killingley), в 1816 году Раммохан Рой, основатель общества Brahmo Samaj, вероятно, был первым хинду, использовавшим слово «индуизм». Распространению этого слова способствовало и лингвистическое объединение Индии под знаменем английского языка. Все чаще английский использовали внутриконфессионально в самом индуизме. Говорила по-английски и появившаяся в период после Мятежа индийская элита. 

В этот же период появились многочисленные реформаторские движения. Также на умы индийцев влияли идеи Ганди. Индийский национализм все чаще ассоциировали с реформированным индуизмом. Последняя четверть XIX века ознаменована появлением не только индийского национализма, но и паниндийского индуизма.

Какова же природа индийского национализма (или национализмов?)? Какой принцип лежит в ее основе, территориальный или религиозный? 

Семантическая двусмысленность слова «хинду» сама по себе проявляется в вопросе о самой природе «нового» индуизма, он имеет локальный характер или это универсалистская идея? Разделение Бенгала в 1905 году подлило масла в огонь набирающих обороты националистических сил Индии.

Территориальный национализм, с известной долей религиозного национализма, отстаивала Всеиндийская Мусульманская Лига (All-India Muslim League), созданная в 1906 году. В националистическом дискурсе Индийского Национального Конгресса территория имела важное значение, но не менее важным был и религиозный вопрос. В речах первых хинду-националистов нет нет, да и проскакивали нотки религиозного национализма. Индийский и индусский национализмы начали двигаться в разные направления после распада Движения в поддержку халифата (1919–1924). Движение Халифата, начавшееся в 1919 году с объединения мусульман с индусами перед бдительным оком англичан, завершилось серией беспорядков в середине 1920-х годов. В 1925 году индусские религиозные националисты создают военизированное националистическую праворадикальную организацию Союз добровольных слуг родины (Rashtriya Swayamsevak Sangh, RSS). Члены RSS принимали активное участие 06.12.1992 г. в г. Айодхье в акции разрушения Мечети Бабри, стоящей, по мнению хинду, на месте рождения Рамы (Ram Janmabhoomi). 

 

4. Участники погрома мечети Бабри в Айодхье 06.12.1992 г. за несколько минут до ее разрушения. Фото T. Narayan.

5. Участники на разрушенной мечети Бабри 06.12.1992.

 

Видео нападения и разрушения мечети Бабри 06.12.1992 г.: 

https://www.youtube.com/watch?v=gWMHdK7m3JE

 

RSS ответственны за нападения на религиозные меньшинства страны, в особенности на христиан. В 2012 году в Карнатаке зарегистрировано 41 случай нападения на христиан. 135 случаев зарегистрировано по всей Индии. Орисса считается самым опасным штатом для христиан.

 

6. Сотни тысяч активистов RSS во время слета в Мангалоре (Карнатака) на конференции, в том числе, по решению «христианского вопроса», 2013.

 

7. Члены RSS в Мумбае, 11 сент. 2016. Фото Shailesh Andrade/Reuters.

 

Неоиндуизм начала двадцатого века развивался по существу в универсалистском направлении, став в некотором смысле возрожденческим благодаря появлению на религиозно-политической арене общества Arya Samaj. В 1920-х неоиндуизм начал показывать отчетливо этнические черты и породил слово «хиндутва» (индусскость).

 

Хиндутва

Слово «хиндутва» стало широкоизвестным после публикации В. Д. Саваркаром в 1923 году памфлета «Essentials Of Hindutva». В. Д. Саваркара и М. Ганди можно считать покровителями двух форм индуизма, укрепивших неопределенность слова «хинду».

Западные попытки определить, что же такое индуизм, двигались в двух направлениях: 1. Через связь индуизма с брахманизмом (через касту) и 2. Через связь индуизма с духовностью в целом, принимая во внимание веротерпимость хинду. Саваркар, развивая идеи хиндутвы, пытался политически укрепить определение индуизма в узком смысле этого терминаю. Впоследствии это привело к исключению буддистов, сикхов и джайнов из индуистского сообщеста (Hindu community). У Ганди, напротив, не было проблем с включением или исключением из индуизма буддистов, сикхов и джайнов, потому что для него это было несущественно. «Духовный индуизм» Ганди отличался от версии индуизма Саваркара. Для Ганди все религии вместе с индуизмом были духовно значимыми. На вопрос С. Радхакришнана в 1936 году: «Какова ваша религия?», Ганди ответил: «Моя религия – индуизм, религия человечества. Он включает в себя лучшее из всех известных мне религий».

Трактат Саваркара, позже переименованный в «Hindutva: Who Is a Hindu?», затрагивает два основных вопроса: 1. Кто такой хинду? и 2. Какова его индусскость? Вопросы взаимосвязаны. Для Саваркара хинду это человек а) считающий весь субконтинент своей родиной; б) его родители индусы (хинду); и в) считает эту землю священной. Все это составляет тройственную сущность хиндутвы – общую нацию (Rashtra), общую расу (Jati) и общую цивилизацию (Sanskriti). Обратите внимание на отсутствие религии в этом ансамбле. Итогом этой идеи было даровать Hindu nationality последователям четырех религий индийского происхождения – индуизма, буддизма, джайнизма и сикхизма.

Здесь можно выделить два нюанса: «Индийские религии» и «религии, практикуемые в Индии». Если последняя категория используется для обозначения индуизма, буддизма, сикхизма, иудаизма, христианства, ислама и т. д., то первую категорию можно использовать лишь для включения только приверженцев первых четырех: индуизма, буддизма, джайнизма и сикхизма. Согласно концепции хиндутвы, разработанной Саваркаром, Hindu nationality ограничивалась бы «индийскими религиями», в отличие, по-видимому, от Indian nationality, которую бы разделяли бы последователи всех религий. Это одна из характерных особенностей хиндутвы. Другая особенность предполагает неявное различие между религией и (скажем так) культурой, чтобы объединить четыре «индийские религии» вместе.

Видение Саваркара умирало в течение долгого времени. В 1960-х индийские ученые разубедили своих западных коллег проявлять интерес к любым политическим и культурным достижениям хиндутвы и связанным с ней организациям, например, Jan Sangh и RSS. Однако Чрезвычайное положение 1975–1977 гг. придало новый импульс националистическим идеям и организациям. В итоге, в новое тысячелетие (2000-е) Индия вошла под флагом индийского национализма и пребывает в таком положении до сих пор. 

 

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *