Кто является настоящим хинду. Немного об индийском национализме – хиндутве (2)

По-началу словом «хинду» называли людей, живших за рекой Инд (Синдху). В этом смысле термин имел чисто географическое значение. Религиозное значение появилось гораздо позже и не повсеместно. В доисламской Аравии Индию называли al-Hind, а словом «хинду», до того как оно получило религиозную коннотацию, людей, живших в этой стране. Даже после появления у слова религиозного значения, его по-прежнему использовали как синоним слова «индиец» (Indian). В этом значении оно употреблялось в английском языке до двадцатого столетия. В английском различают «красных индийцев», собственно индейцев (Indian) и «индийских индийцев», собственно хинду (тоже Indian). Словосочетание «Hindu Muslim» используют для отличия индийских мусульман от других мусульман, например, арабских или турецких. Все это основано, опять же, на географическом значении.

Появление религиозного значения у слова «хинду» отмечают со времени арабского вторжения в 712 году полчищ Мухаммеда ибн Касима в регион Синд (ныне Пакистан). Это был период активного распространения ислама в Азии. После победы над махараджей Дахаром, последним правителем Синда из брахманской династии, Касим выделил побежденным поселение «Брахманабад». С индуистами (хинду) обращались как с «людьми Книги», наделяя статусом «охраняемых» (zimmi). Хинду были людьми, исповедующими религию, отличную от ислама. 

Руководители Брахманабада попросили наместника западных провинций и по совместительству тестя Касима, позволить им отремонтировать храм Будх (Budh) и разрешить исповедовать свою религию. Не совсем понятно, что здесь имеется в виду под словом «Budh». Идет ли речь о Будде (Buddha)? В любом случае, хинду и буддисты находились под защитой, причем независимо от понимания тестем Касима различий между ними. Говорят, арабский завоеватель поддерживал привилегированное положение брахманов как в религиозных вопросах, так и в административной сфере. Касим пошел дальше и назначил Сискара, бывшего министра раджи Дахара, на пост советника, после того как тот принял ислам. Сам Касим женился на Рани Лади, вдове Дахара, став, таким образом, главой Нижнего Синда. 

В политическом плане, завоевание арабами Синда расставило акценты в отношениях хинду и мусульман. Первые стали «управляемыми», а вторые «управляющими». Эта форма политических отношений распространилась через несколько веков на весь субконтинент, сохранившись до XVIII века. Разумеется это неизбежно привело к напряженности между двумя сообществами и в значительной мере определило психологический ход истории средневековой и современной Индии.

Нападение на Сомнатх Махмудом Газни в 1025 г. потрясло хинду также, как европейцев завоевание турками Константинополя в 1453 году. В коллективном индийском сознании опустошительные завоевания Газни ассоциировались лишь с жестокостью и нетерпимостью мусульман. Шанс окончательного перехода Индии в ислам был навсегда утрачен в разгар кампании разрушения идолов в индуистских храмах ордами Газни.

Альбируни (973-1048), находившийся под покровительством Газни, называл хинду «нашими религиозными антагонистами». Он уже тогда задавался вопросами, на которые мы сегодня ищем ответы. 

1) Каковы отношения индуизма с буддизмом? 

Альбируни пишет, что буддисты (сан. śramaṇa, араб. shamaniyya) ближе к хинду, чем к мусульманам, несмотря на сердечную ненависть к брахманам. В прежние времена, Хорасан (северо-восточная часть Ирана и Афганистан), Персия, Ирак и Мосул до границы с Сирией, были буддистскими, но затем из Азербайджана пришел Заратуштра и стал проповедовать магизм в Балхе (город в 80 км от границы Афганистана и Узбекистана). Учением Заратуштры проникся царь Гистасп, а его сын Исфендияд распространил новую веру силой и договорами на востоке и на западе. Исфендияд основал храмы огня по всей империи, от границ Китая до Греции. Последующие цари сделали учение Заратуштры обязательной государственной религией для персов и жителей Ирака. В последствии из этих мест изгнали буддистов, вынудив эмигрировать в страны к востоку от Балха.

2) Индуизм это убеждение или этническая религия? 

Говоря о конфессии, Альбируни пишет: «Суть ислама это Аллах и его пророк Магомет. Троица – суть христианства. Шаббат важен в иудаизме. В религии хинду центральное место занимает переселение души. Неверующий в переселение не считается хинду.

Вероятно Альбируни не знал, что буддисты тоже верят в переселение. Другой вопрос, в переселение чего именно. Альбируни часто пишет, отмечая внутреннее разнообразие индуизма: «Некоторые хинду верят…»; «другие придерживаются более традиционного представления о том, что…»; «хинду различаются между собой…»; «некоторые хинду поддерживают…, по мнению других…»; «простые люди описывают эти вещи…, образованные хинду не разделяют это мнение»; «некоторые хинду говорят…, другие сказали мне…» и т. п.

В период существования Делийского султаната 1200-1526 гг. слово «хинду» обозначало и религию и регион. Арабский путешественник Ибн Баттута подчеркивает оба значения: «Гиндукуш (Hindu Kush, убийца хинду) известен благодаря погибшим индийским рабам, пытавшимся перейти через этот хребет».

При Акбаре (1556-1605) и становлении Моголов тема религии хинду и значение самого слова «хинду» вновь стали актуальны. Хорошо известным текстом, описывающим религиозное разнообразие того времени, является «Дабистан-и-мазахиб» Ирфана Хабиба. Религиозные традиции, дошедшие из Древней Индии, при Моголах стали описываться термином «хинду». Отличительной особенностью этих традиций, по мнению автора, является практика диспута. На протяжении столетий разные школы спорят друг с другом в рамках одной и той же системы аргументов (принципы ньяи?). Джайны, хотя и отрицают брахманизм, тем не менее считаются хинду, поскольку постоянно полемизируют с брахманами. Мусульмане не имели единой терминологической системы с какой-либо иной традицией. У них своя идеологическая семитская основа.

Сегодня противостояние между хинду и мусульманами нам кажется достаточно очевидным, но следует учитывать плюрализм, характерный для Индии и индийской религиозной реальности. Индия многообразна. Множество каст, школ, царств. После 1000 г., появились касты даже у неиндуистов.

В столице Махмуда Газни, в период иконоборчества, в отдельных кварталах индуистам (хинду) было разрешено поклонение изображениям (неприемлемая в исламе форма поклонения). Три генерала-индуиста Сундар, Натх и Тилак дослужились в армии Газнавидов до высоких постов. Это пример политико-административного и социального (кастового) плюрализма в период мусульманского владычества. Мусульманский правитель Фируз Туглук вел теократическую политику, а его телохранителем был раджпут. 

Степень проницаемости разных культур и религий еще отмечали в 1911 году при переписи населения, обсуждая гуджаратскую 35-тысячную общину hindu-muhammadans. Это была сложная запутанная социальная система разных практик, верований и даже самоопределения. В Индии и сегодня можно встретить индуистов, почитающих мусульманских деятелей, особенно религиозных, например Гази Салар Масуда (1014 –1034). 

Разумеется, индуисты и мусульмане не стали единой культурой, но и однозначно полярными они не были. Налицо социальный, политический и религиозный плюрализм индийской реальности, допускавший определенную степень проницаемости, пластичности и гибкости, впоследствии утраченные.

До начала XX века неиндуисты в целом и мусульмане в частности были еще не сильно маргинализированы на социальном и политическом уровнях. Мусульманские и индуистские традиции были по своей природе неоднородны, что еще больше способствовало их развитию. Все закончилось с Британским правлением. На политическом горизонте замаячила концепция «Нация» и «монолитных», беспримесных, вероятно, утопически «чистых» религий. Политические разногласия, основанные на религии, не возможно было уладить на региональном уровне. Их решение требовало уровня национального, причем «национального» в единственном числе – «единая нация», а не «нации, в границах одного государства». 

Мир стремительно менялся, вместе с ним менялось и отношение к традициям, религиям и обществу внутри самого общества. Если «хинду» это религия, то из каких именно элементов она состоит? В этот момент на политической арене появляется слово «Hindustan».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *