О травоядности коровы и ее ритуальной чистоте

Благодаря научному журналисту Асе Казанцевой я теперь знаю, что корова — всеядное животное (читайте ее книгу «В интернете кто-то неправ» и слушайте ее лекции). Нехватка витамина B₁₂ — серьезная проблема вегетарианцев. B₁₂ это несколько похожих друг на друга химических веществ, работающих в организме как коферменты, помогающие другим ферментам проводить химические реакции.

Ни растения, ни животные не умеют производить витамин B₁₂. Растениям он вообще не нужен, у них другие ферменты. А вот для животных его производят бактерии, живущие в желудочно-кишечном тракте. К сожалению, усваивается B₁₂ у млекопитающихся в тонком кишечнике, а бактерии живут ниже по течению — в толстом. Хищных животных это не беспокоит, ибо они поедают травоядных, а вот травоядные получают B₁₂ либо из съеденных насекомых, либо вынуждены поедать собственные экскременты. Этот простой и эффективный метод профилактики авитаминоза ругулярно или эпизодически применяют многие животные. 

Большая часть индуистов — вегетарианцы, употребляющие коровье молоко и «молочку». Индуисты считают корову травоядным животным, а продукты ее жизнедеятельности ритуально чистыми. Йогурт используют в ритуалах поклонения, навозом очищают храмы и дома. В ведийском обществе (1500-500 гг. до н. э.) корову считали обычным домашним животным, наравне с другими. Священный статус корова приобрела лишь в индуизме (II в. до н. э. — XII в. н. э.).

Но корове тоже нужен витамин B₁₂ и эта необходимость делает корову всеядной. Для восполнения недостатка B₁₂ корова с удовольствием ест траву, на которой сидят улитки и насекомые. В моллюсках улитки имеется немного витамина B₁₂, но его много и не надо.

Здесь встает вопрос, что делает корову «чистой». Травоядность или качество продуктов жизнедеятельности? Козы тоже дают молоко, из которого делают сыр, а навоз скорее всего тоже антисептичен, как коровий. Тигр, например, хищник (мясо, кровь, убийство), но его шкуру индуисты считают ритуально чистой. Раньше ее широко использовали, в особенности санньяси. Сложно выделить какой-то логичный и однозначный критерий или критерии оценки ритуальной чистоты и осквернения. Мед — продукт жизнедеятельности пчел, но мед это всего лишь пчелиная рвота, а рвота сама по себе это «нечистое». Для создания шелка, ритуально чистой ткани, убивают бабочек, но убийство живых существ — недопустимое зло. И так далее, и тому подобное. Двойные стандарты?

Спасибо научному журналисту  за столь неожиданную и полезную информацию. Еще одним мифом стало меньше.

3 Replies to “О травоядности коровы и ее ритуальной чистоте”

  1. Корова почитается как свяще́нное животное в индуизме, джайнизме, зороастризме, также почиталась ранее в Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме. Корова традиционно почитается в индуизме как священное животное. Она олицетворяет изобилие, чистоту, святость и рассматривается как саттвическое (благостное) животное. Также как и мать Земля, корова является символом принципа бескорыстного жертвования. Так как корова даёт молоко и питательные молочные продукты, которые служат одним из важных элементов вегетарианского питания, индуисты почитают её как материнскую фигуру. Бык, в свою очередь, выступает как символ дхармы. В «Дхарма-сутрах», Васиштха, Гаутама и Апастамбха запрещают употребление в пищу мяса коров, а в «Баудхаяне» определяются различные виды наказания за их убийство (причём убийство быков карается более строго). Запрет на убийство молочных коров упоминается в «Ригведе», «Махабхарате» и «Ману-смрити». В «Харивамше» Кришна описывается как пастушок. Его там часто называют Бала Гопалой — «ребёнком, который защищает коров», или другим именем, Говинда, которое означает «тот, кто приносит радость коровам». В Пуранах описывается, как от богини земли Притхви в форме коровы, различные девы получали благоприятные субстанции, служившие на благо людей.[8] В пуранических писаниях корова объявляется матерью всей цивилизации, а молоко — одним из основных продуктов питания для людей. Подарок в виде коровы описывается как самый лучший дар, который только можно преподнести.

    Суммируя:
    1) Корова священна, потому что так написано в писаниях.
    2) Корова священна, потому что её защищают Боги и сам Кришна.
    3) Корова находится в саттва-гуне (модусе благости), считающимся высшим по отношению к раджасу (тигр) или тамасу (свинья).

    1. Зачем предлагать эту избитую информацию из википедии? Здесь люди пытаются выйти за рамки среднего общедоступного образования, пытаются найти истину и обращаются к как можно большему количеству самых разных источников, в том числе и к современной науке. Люди, интересующиеся историей и культурой Индии достаточно хорошо знают мифологию и религиозно-философские концепции Вед и индуизма. Ничего нового Вы своим копи-пастом из википедии не открыли и никакого вклада в поиск истины не внесли. Автор взглянул на вопрос травоядности коров совсем под другим углом. Какой смысл противопоставлять эмпирическому опыту религиозный символизм? От того, что корова ест затерявшихся в траве улиток, она не становится менее почитаема в индуизме и не прекращает быть «матерью, дающей молоко». Речь вообще не об этом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *