Астика — настика. Апаурушейность религий

В любой религии имеются эквиваленты понятий «астика» и «настика», которые просто обозначают «верующего» и «неверующего» и отделяют «своего» от «чужого». В ведийский период (1500-500 гг. до н. э.) люди ведийской традиции различали себя, ариев, и чужаков-врагов, дасью.

Появление идеи «астика-настика» характерно для периода идейного брожения VI-V вв. до н. э. В поздне- и послеведийский периоды традиционная религия претерпевает немалые изменения: главные ведийские божества отходят на второй план, почитаются и возвеличиваются новые, утрачивает свое прежнее значение ритуализм, появляются новые «священные» тексты и пр.

Первые следы сомнений в истинности ведийско-брахманистских религиозных установок обнаруживаются уже в ранних произведениях самой этой традиции — в упанишадах. Однако предпринятая учителями упанишад попытка ответить на новые проблемы, поставленные самим развитием ведийского общества и его духовной культуры, возымела только частичный успех. Разные общественные слои реагировали на происходившие изменения неодинаково, сказывались этнические, региональные и культурно-исторические различия. Известно о существовании в этот период десятков религиозных групп, школ, объединений, об ожесточенных спорах между ними и об остром интересе к этим спорам в самых разных слоях населения. По стране бродило множество проповедников, излагавших свои системы взглядов (Бонгард-Левин, Ильин 1985: 331). Неудивительно, что в этот период возникла необходимость отстаивания ведизма его адептами и отграничения тех, кто отрицал авторитет вед. Появляется противопоставительная терминология. Тот, кто признает веды единственно верным источником знания о мире и боге, является астиком («своим»). Отрицающий веды – это настик («чужак»). Вера в то, что веды не созданы человеком (апаурушея), также является индикатором астиковости.

Можно сказать, что идея «астика-настика»/«свой-чужой» универсальна, присуща человеческому мышлению per se. Таким образом приверженцы религий пытаются подчеркнуть избранность своих мировоззрений и собственную непричастность к другим якобы ложным и ущербным взглядам. Образ жизни, обряды и традиции также являются индикатором «своего-чужого».

Религиозные направления враждуют между собой и борются за монополию на истину, поэтому им необходимо отличать себя как истинно верующих (астиков) от заблуждающихся неверующих (настиков или пашандинов). Нередко иноверцев называют хулителями. Кто не верит в «мои» святыни, тот автоматически хулит. Например, все мировоззрения, отличные от буддизма, называются pāsaṃḍa (санскр. pāṣaṇḍa). В ортодоксальной брахманистской традиции раннего средневековья под словом pāṣaṇḍa понимали представителей реформаторских школ мысли, еретиков, к которым в первую очередь относили буддизм и джайнизм.

В Центральной Империи (Китай) чужаков называли «варварами» в значении «некультурные чужаки». В Месопотамии чужаки из пустыни и гор противопоставлялись «черноволосым достойным людям» (см. «Энума элиш», таб. 7). Иудеи считают Моисея пророком, получившим откровение вечного Закона. Чем откровение Моисея отличается от откровения риши? И там, и там Закон вечный, не созданный человеком. Для иранцев-авестийцев Гаты (гимны) Заратуштры – тоже откровение. Авеста тоже не является творением человека (апаурушея). У мусульман борьба с «настиками» (неверующими в Аллаха) называется «джихад», а у брахманистов — «дхарма-юддха» («защита дхармы»). Использование санскритских терминов для обозначения универсальных явлений, типичных для любой религии, не делает брахманистское учение единственно истинным.

Веды не обладают монополией на «верное знание» и не являются единственным мировоззрением, основанным на откровении и претендующим на апаурушейность. Религиям вообще свойственно отстаивать свою избранность и уникальность, в том числе и нечеловеческое происхождение своего учения. Идея апаурушейности учения, увы, не дает никакого преимущества этому учению и не делает его единственно истинным.


Фото: Керамика. 4200-3800 гг. до н. э. Юго-Западный Иран (Сузы, Suse).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *